Самые брутальные британцы. Ariel Atom 3.5R, McLaren P1 и Morgan Plus 8.

Ирландцы имеют обыкновение говорить, что Финн Маккул, их местный Поль Баньян, кидаясь торфом в какого-то шотладского гиганта, промахнулся и таким образом создал остров Мэн. Сегодня эту местность чаще называют «80.000 алкашей, цепляющихся за скалы». Расположенный в Ирландском море, примерно на полпути между Белфастом и Ливерпулем, состоящий из 570 квадратных километров пастбищ, лесов и гор, поросших травой, он растянулся на 51 километр в длину и на 25 километров в ширину.

 

Римляне принесли на этот остров цивилизацию, викинги разграбили его, а в итоге остров отжала под себя Великобритания и сейчас, в статусе «коронного владения», но не входя ни в Евросоюз, ни в Великобританию, Мэн принимает свои собственные законы, хотя с Елизаветой II советуется наверняка.
Здесь все немного странное. Начиная от бесхвостых кошек и собственного мэнского языка, заканчивая собственной валютой («фунт Мэна») и отсутствием ограничений скорости на примерно трети дорог острова. Кстати, тут легализовано личное оружие, которого по последним данным зарегистрировано около 18.000 стволов. Похоже, Техасу есть к чему стремиться. И да, и это любимое место бывшей команды Top Gear для тестирования спорткаров.


Вот почему на этом «маленьком, но гордом» острове помимо прочего, уже много десятилетий с 1907 года проводятся знаменитые мотоциклетные дорожные гонки Isle Of Man TT (Tourist Trophy). Хемингуэй сказал: «есть только три спорта: коррида, мотогонки и горный туризм». Одним словом, рай для всякого рода гонщиков на разнообразном количестве колес.

Мотогонки — это крайне безрассудное занятие, но даже в этом случае Tourist Trophy является исключением. За 92 гонки в течение 104 лет, ТТ собрал ошеломительную статистику по погибшим. Пятеро в 2014 году и один в 2015, а в общей сложности — 246 мотогонщиков, погибших за все время существования гонки. Это почти в пять раз превышает стсатистику не менее древнего Indeanapolis 500. И это не считая тех, кто не доехал до конца гонки “Mad Sunday», — своеобразного ТТ «для чайников», когда часть гоночного маршрута на Горе открывается для простых гражданских мотоциклистов, желающих попытать счастья и испытать судьбу.

Когда мы планировали наш автопробег по этим опасным для мотоциклистов, но священным для автомобилистов местам, то начертили на карте треугольник, чтобы показать три исторические черты характера британской автомобильной промышленности, специализирующейся на спорткарах. В верхнем углу — передовые технологии, полученные на разнообразных гонках. Автомобильные предприятия в Великобритании сосредоточены так, что с одного сельского холма в графстве Оксфордшир в можете увидеть сразу пять штаб-квартир гоночных команд Formula-1. Гибридный, карбоновый McLaren P1 был вполне очевидным выбором.
От MG Mitget до прекрасных спорткаров Колина Чепмена, британцы всегда были сторонниками простоты конструкции спортивных автомобилей, решая исключительно простые задачи — автомобиль должен ездить быстро, управляться хорошо. Все. Мало кто поспорит, что Ariel Atom 3.5R мощностью 350 л/с и стоимостью $96.850 недостоин быть наследником этого принципа.

И есть еще одна штука — британцы одержимы своим прошлым. Особенно автомобильным. Генри Морган начал делать трехколесные автомобили еще в 1914 году в ангаре Malvern и, такое ощущение, что его коренастые мастера до сих пор собирают своими мозолистыми руками автомобили в этом здании. Каркас кузова из ясеня и выступающие округлые крылья остались практически неизменными с 1936 года. А это значит, что в качестве еще одного британского великого наследника автоматически вписался в проект Morgan с 362 сильным двигателем BMW.
Из Ливерпуля мы грузимся на трехчасовой паром Isle of Man Steam Packet (или «Паровая Ракета», как злобно шутят британцы над паромом за его монополию и немаленькие цены) до Дугласа. Средний шторм делает путешествие не совсем праздничным и скачущий по волнам катамаран заставляет некоторых членов нашей команды кормить рыб и обрести зеленовато-синий цвет лица, который сошел только тогда, когда мы, рискуя оторвать все, что снизу, кое-как сгрузились с парома и добрались до гостиницы на берегу реки Салби. Вся гостиница была буквально увешана памятными фотографиями с Tourist Trophy — они могли легко заменить обои на стенах — мотоциклы, этапы гонки, награждения… Sulby Straight (прямой участок гоночной трассы в районе реки) — самый длинный на трассе и во время гонки летящие с неимоверной скоростью байки с ревом проносились мимо дверей паба со скоростью больше 300 км/ч.
С утра мы отправимся по тенистой сельской дороге в направлении Рамси, что в северной части острова. Нас уже предупредили, что в утренний час пик придется постоять в пробках. Пробки? На острове? Еще оказалось, дороги, по которым часто ездят местные жители, изобилуют многочисленными ухабами, поэтому во время гонки спортсмены часто объезжают эти участки окольными путями.


Итак, процесс дистилляции всех лучших качеств британского спортивного автопрома в три автомобиля, мы заканчиваем безумным, непостижимо футуристичным, с ценником в $1,15 миллионов, но несмотря на это полностью распроданным — McLaren. При помощи батарей и электродвигателя можно беззвучно разгонаться до 160 км/ч. Несмотря на то, что наш черный красавчик прошел уже почти 25.000 километров, но он неимоверно хорош, особенно когда понимаешь, что под капотом ждут своего часа 903 гибридные лошади.
В первый раз в P1 чувствуешь себя как пещерный человек, попавший на атомную станцию. Через десяток километров недоумение перерастает в постоянный страх. Лобовое стекло изогнуто так, что видно все и много — и впереди, и сверху и по бокам. И появляется ощущение, что смотришь бортовое видео из кокпита болида Porsche 956 в гонке Le Mans. Но это McLaren, а вы не гонщик, а богатенький Буратина, получающий хороший пинок под зад после нажатия педали газа. Ускорение P1 будет почище спортбайка, а пейзажи за окном очень быстро сливаются в сплошные пятна, если вы вовремя не отпустите педаль.

Мы, с трудом сдерживая рвущихся в бой красавцев, не спеша ехали через Парламентскую Площадь Рамси, Cruickshank Corner и затем начали взбираться на гору. Старые, белесые от морских ветров, здания Рамси, окружающие Ирландское море, выглядят как пейзажи из книг Роберта Люиса Стивенсона. Сколько поколений байкеров стирало свои наколенники на поворотах этой живописной дороги, ведущей вверх и вверх…

Похожий на скелет Atom мечет камни из-под колес и льет воду из луж прямо в забрало шлема водителя, ветер свистит в трубах каркаса, и создает полное ощущение единения с дорогой и окружающим миром. Появляется обманчивое чувство езды на большом мотоцикле. Жесткое сидение, жесткий и тугой руль, возможность оценить размер и количество граней каждого камушка под колесами каждой клеточкой тела дают непередаваемые ощущения полного контроля за движением. Однако передние шины не дают расслабиться, живя собственной жизнью, так и порываясь пройти поворот по своей собственной траектории. Все понятно и управляемо, но остается легкая неуверенность — пройдет ли машина поворот просто по большему радиусу или просто заскользит в одном ей ведомом направлении.
Как и у мотоцикла, шестиступенчатая коробка передач секвентальная, переключается лепестками, связанными с пневматической системой переключения передач. При смене передачи звук такой, как будто перезаряжаешь ружье. Тормоза отличные, однако машина на торможении совсем не так хороша, как при ускорении. Опять же — прям как мотоцикл.
Гонщики говорят, что на освоение маршрута гонки Tourist Trophy уходит три года. Более трехсот метров над уровнем моря, крутые подъемы и не менее крутые изгибы дорог — только на подъем количество переключений передач измеряется трехзначными цифрами. McLaren влетел на вершину со скоростью 240 км/ч с ревом пролетая мимо местных жителей на Ниссанах и Фольсках. Нигде в завешанной камерами фиксации Британии вы не сможете ехать так же быстро без риска потерять водительские права. P1 делает это без особых усилий, но при этом движение с такими скоростями на нем просто неимоверно кайфово.

Morgan — совершенно другая история. После P1 и Atom он как английский сеттер, который дремлет у ваших ног. Появляется ощущение, что он не тронется с места, если на вас не будет твидового костюма из Harris. V8 от BMW мягко урчит, но нажмите на газ и вы услышите, как сеттер превращается в портового моряка, громогласно матерящегося на всю округу. Он прекрасно проходит повороты, великолепно слушаясь руля, длинный капот уверенно пишет нужную траекторию, однако Morgan предпочитает все же более размеренную езду.
Проходя цепь поворотов Gooseneck и Gob-ny-Geay, Morgan показывает себя с очень хорошей стороны, очень уверенно идя на хвосте у McLaren и Ariel. Вообще, по ощущениям, Morgan похож на шуструю пиратскую шхуну, управляя которой хочется орать «Тысяча чертей!!! Свистать всех наверх!!!» и ржать в голос, распугивая редких коз и девушек на обочинах.
Останавливаемся в расширении дороги — отдохнуть и перекусить. Перед нами расстилается зеленая пропасть, рассеченная каменными грядами и усыпанная белыми шариками пасущихся овец. Место называется Verandah (Терраса), это как раз то самое место, где местный паренек Коннор Камминс не удержал свой Kawasaki в 2010 году и вылетел с обрыва, ударившись несколько раз о каменные склоны. Tourist Trophy чуть чуть не пополнил свой кровавый список смертей: у Коннора был сломан в пяти местах позвоночник, его предплечье переломано в четырех местах, и у него был перелом таза, раздробленное колено, сломана ключица, и повреждение нервов. Но год спустя, он снова оседлал новый байк и снова мчался в гору.

Ручная сборка не всегда означает исключительное качество. Morgan полон раздражающих мелочей — передние колеса при выворачивании руля скребут подкрылки настолько, что машина замедляется, спереди установлены аж три дворника, но ни один из них нормально не работает и не очищает лобовое стекло как нужно. Водитель и пассажир сидят в удобных креслах, но из-за маленьких дверей и ограниченных регулировок они чувствуют себя в дорогой и быстрой клетке. Возможно поэтому большинство пилотов на Morgan наклоняются ближе к рулю и становятся похожи на пилотов Королевских ВВС, идущих на таран.

Пути туристического трамвая пересекают дорогу на пути к вершине Снефелл, высота которой — 620 метров над уровнем моря. Там установлена статуя Джои Данлопа, который выигрывал Tourist Trophy 26 раз. Он разбился в гонке в Эстонии в 2000 году и теперь его бронзовый образ сидит на мотоцикле, обдуваемый всеми ветрами.

Мы спускаемся через поворот Creg-ny-Baa, мимо гостиницы, где завсегдатаи на летней веранде наблюдают за гонкой, потягивая пиво и виски. Дальше мы въезжаем в бывшую викторианскую морскую столицу — Дуглас. А там недалеко и до линии старта-финиша на Брей Хилл, которая, по злой иронии находится напротив городского кладбища. Мемориальная стена, на которой выбиты имена погибших гонщиков, несет на себе имя ирландца Джина Макдоннела, погибшего в 1986 году из-за лошади, которая, напуганная вертолетом, выскочила на трассу прямо под  колеса мотоцикла Джина.

Для такого мощного суперкара, как P1, проходить трассу гонки — одно удовольствие. Даже когда приходится обгонять грузовики и автомобили местных жителей. Движемся вниз по Брей, правый поворот на перекрестке с круговым движением под названием Quarterbridge, через который гонщики летят на запад, по нижнему участку трассы.

Они проносятся мимо автозаправочных станций, промышленные зоны, небольшие коттеджные поселки, в бликах солнца, просвечивающего через кроны деревьев. Лица зрителей на обочинах превращаются в скопище разноцветных пикселей. Люди до сих пор говорят об аварии Гая Мартина в 2010 году, здесь, на повороте Ballagarey — гонщики называют его Ballaужас — когда его 1000 кубовая Honda на скорости 270 км/ч не смогла вписаться в траекторию. Мотоцикл буквально разорвало в клочья. Однако Гай выжил и даже стал телезвездой.
Atom очень сильно напоминает мотоцикл. Его двигатель Honda с наддувом на 8400 оборотах иногда переключается на пониженную передачу со звуком выстрела Ремингтона 30 калибра. Он очень хочет оставаться на дороге и всеми силами и зуками доказывает это. Небольшое лобовое стекло, тем не менее, обеспечивает хорошую защиту от встречного ветра, что особенно актуально на острове, который может за один день сменить все четыре сезона. Вождение Atom во время дождя напоминает управление рыболовецкой лодкой в шторм. Ее трясет, кидает из стороны в сторону, на эта зараза не тонет, не перворачивается и прет вперед как танк.
На одном из самых опасных участков с переменным ветром и неожиданными боковыми порывами Atom уверенно сопротивляется ударам со всех сторон и позволяет надеяться, что $125.000, заплаченные за него, хотя бы сберегут пилоту жизнь.
Мост Ballaugh — тоже опасное место. На таком трамплине мотоциклисты, не успевшие сбросить скорость, скорее всего будут выбирать собой и байком дорогу. McLaren и Ariel проходят его не отрывая колес от дороги, а вот Morgan с готовностью подпрыгивает и шлепается передней защитой об асфальт.

Одним словом, все трое по своему хороши. Но после понимания, что за гонки проводятся на острове Мэн, мы решили не углубляться в технические подробности этих одновременно прекрасных и спорных автомобилей, а просто отправить их на пароме обратно в Англию. А остров будет ждать участников новой нереальной гонки, которые снова полетят по этим дорогам мимо прекрасных пейзажей.

В этом и есть весь британский спортивный автопром. Прекрасные автомобили с кучей нюансов, не похожие друг на друга и даже сами на себя. Со своими непонятно почему и откуда берущимися косяками и удивительным подчас поведением на трассе. Но все равно каждый из них сделан в любовью и с какой-то целью. С какой — спросите у менеджера при покупке.
Но многие британские традиции — Королева, файвоклок ти, погода, праздники — понятны только самим британцам. Они в принципе этого заслуживают.

Ну а если вам случится побывать на острове Мэн, не откажите себе в удовольствии прохватить по этой прекрасной трассе. Чтобы было ) Без ограничений.

Самые брутальные британцы. Ariel Atom 3.5R, McLaren P1 и Morgan Plus 8.: 1 комментарий

Добавить комментарий