Карельский рубеж: на Toyota Land Cruser 200 по бывшим финским дорогам

Как в Великобритании, перед поступлением в университет, принято брать «gap year» и посвящать его путешествиям, так и мы, простые русские и не очень путешественники, решили взять неделю, чтобы открыться миру, на людей посмотреть и машины показать.

 

За два месяца до новогодних каникул, мой перст указующий остановил глобус России и показал на странное место, c почти матерным названием — Лахденпохья. И раз какому-то Лахдену там было все “похья”, то и нам, старым путешественникам, следующим заветами  Федора Конюхова — “А х…и дома делать”, это место показалось интересным.

Решив не откладывать новогоднее похмелье в долгий ящик, собрав все свои силы в кулак, мы погрузившись в три внедорожника, отбыли в направлении оленей, вечных водопадов и болот, в Карелию.

День первый

Плюсы передвижения, когда все еще доедают предпоследний килограмм мандаринов, снимают детей с елок и отмывают лицо от оливье — пустые дороги. Благодаря этому и вопреки сильному снегопаду, провожающего наши Toyota Land Cruiser 200, Mitsubishi L200 и прокаченного VW Amarok, через 12 часов мы уже были на месте…

Ну как были… по дороге, в битве дороги и L200, погибла Мица. Не выдержало сцепление. Видимо кто-то до нас покрутил машинку сверх того, что она могла дать человеку. Благо, мы не успели проехать 150 километров от Питера, иначе, даже не смотря на карточку помощи на дорогах, нам бы пришлось оплачивать эвакуацию “рядовой Эльки”.

 

Оставив машину на операцию у местного, питерского, дилера, и переложив все что было в кузове L200, в половину багажника TLC200, мы помчали дальше. Ну как помчали 🙂 Проехав несколько километров от основной трассы, ты попадаешь на постоянные серпантины с перепадами высот, переметами, неожиданными поворотами и сужениями дороги. Хорошо, что мы успели проехать этот участок в 70 километров до захода солнца, потому как уставший мозг уже не успевал  реагировать на неожиданные круговерти, вылетающие откуда то автомобили, слепящие тебя светом фар ближнего света.

Вот показался и он (или она) Лахденпохья или по старому Яаккима. Что первое, что второе — труднопроизносимые с первого раза названия, которые в устах путников из средней России, больше похожи на мат. Несмотря на то, что город предстал перед нами в лохмотьях снега, свисающими со всех крыш леденцами сосулей (питерское наречие), мы были рады ему. Тем более, что хотелось кушать, отдыхать, париться в сауне и петь финские песни.

В Лахденпохья, достаточно много продовольственных магазинов — несколько сетевых супермаркетов и множество маленьких, но пользующихся популярностью универсамов. Ассортимент продуктов привычный для жителей любого города России, со знакомыми брендами и упаковкой. Несмотря на то, что от северной Пальмиры добираться сюда достаточно далеко, около 3-4 часов уверенной езды, не смотря на то что это уже не Ленобласть, а Лахденпохский район это уже республика Карелия, хлеб сюда заводят из Петербурга. Но, слава Саартвале, мы нашли здесь свежеиспечённый горячий хлеб местного производства и отличного качества.

Успев оглядеться до заката, с удивлением понимаешь, что ты как будто вернулся в 60-е годы — вокруг очень много домов барачного типа. Хотя, если быть более объективным, то большинство это всё же одноэтажные дома казарменного типа, видимо оставшиеся здесь из военного прошлого города.

Наконец то мы доехали до дома, который мы забронировали на Booking.com. Уже наступил ранний карельский вечер и мы не успели оглядеться вокруг, оставив эту процедуру на утро.

В доме, где мы остановились три больших спальни, огромный холл и столовая с кухней. В доме поддерживается порядок и везде чувствуется рука хозяина, вернее хозяйки. На стенах в каждой комнате в рамах висят картины. В зале, для тех, кому природа не интересна, огромный телевизор. И самое главное — сауна…настоящая сауна на дровах. Ух и огого! Если будете отдыхать в Лахдепохья, советуем выбрать это размещение. Дорого? Если разделить на все спальные места, то примерно по 700 рублей с носа в день.

Про отдых с дороги много писать не буду… просто покажу. Детям, беременным женщинам и постящимся, просьба отойти от экрана!
День Второй

“Нас утро встречает…” двадцатиградусным морозом, солнцем и желанием поехать посмотреть, что все таки есть вокруг. Сначала мы спустились с горочки и осмотрели озёрное побережье.

Представляю какая красота здесь, когда деревья покрываются зеленью, а склоны мохом….

Пора в дорогу. И начали мы с лютеранской кирхи Яккимской общины в Лахденпохья. Вернее с останками кирхи.

Рассказывают, что после перехода Яаккима-Лахденпохья в СССР, в здании лютеранской кирхи был лагерь военнопленных, вокруг храма стоял забор из колючей проволоки, по углам здания — вышки.

Позже церковь использовали в качестве общежития, а потом — склада горторга. В 1977 году церковь сгорела.  В настоящее время можно видеть лишь стены церкви, которые постепенно разрушаются.


Поехали дальше, поворачиваем направо, в сторону Сортавала, проезжаем около километра и мы у горы Филина. Внешне Гора Филина представляет собой мощную гранитную скалу с двумя природными скальными входами внутрь скалы, что придаёт завораживающее впечатление, а вся территория комплекса обладает мощной энергетикой.

В настоящее время на объекте завершены работы по подводу коммуникаций, благоустройству территории, созданы два экологических пешеходных маршрута: один вокруг скалы, второй – с выходами на три смотровые площадки. На территории комплекса имеется большая бесплатная парковка.

Военный комплекс расположен в окружении леса и представляет собой мощную гранитную скалу с двумя входами внутрь. С 1943 по 1944 год природный грот был приспособлен под командный пункт финской армии.

Его площадь внутри скалы — 750 квадратных метров, высота потолков — 4 метра. Внутри командного пункта имеются все необходимые коммуникации. Как инженерное сооружение командный пункт уникален, при его строительстве были применены необычные технологии и материалы.

Интересна геология Лахденпохского района и комплекса Гора Филина. Город расположен в пределах Свекофенской провинции Балтийского щита. Породы, выходящие на поверхность в районе города Лахденпохья, сформировались почти два миллиарда лет назад в результате накопления осадков на дне древнего океана, а также извержений вулканов.

В «Горе Филина» встречаются минералы: биотит, кварц, гранат, мусковит, кианит, андалузит, сортавалит. Последний минерал привлекает к себе внимание как минерал, встречающийся только в юго-западной части Карелии и больше нигде в мире!

Рядом развернута и развлекательная программа в виде финских кошечек и танцевальной программы под финские мелодии. Но, опять начало темнеть, и пришлось оставить кошечек на попечение местным НКВДшникам, проводящим экскурсии.

Прикупив по дороге немного рыбы, килограмм семь свежей форели, мы решили устроить себе рыбный день, благо был четверг и сам Укко намекал нам на это. Самое интересное, что рыбу нам пришлось покупать с черного входа магазина, как в давние советские времена. А все потому, что к местному рыбному магазину вереницей подъезжают туристические автобусы. а очередь буквально вываливается наружу, на крыльцо магазина.

Ну а теперь, вспомнив свой кулинарный опыт начинаем кашеварить… или ухуварить? Если коротко, после этого безобразия, мы два дня уху ели.


День третий

Холодное утро, не повод отказаться от мороженки!

Вся поездка по Карелии, это путешествие от кирхи до кирхи. Видимо финны жили очень богато, раз в каждом поселении строили такие шедевры. На этот раз мы поехали по маршруту ежегодного авторалли “Карелия”, который привел нас в небольшую деревеньку Лумиваара. Ничем неприметное место, но! до того момента, как ты не увидишь на вершине горы Роккапата кирху, построенную в 1935 году под руководством архитектора Илмари Лауниса.

Выточенное из белого куска камня, устремленное в небо строение возведено на высоком холме неподалеку от поселка и хорошо заметно уже на подъезде к нему. Кирха заброшена и службы здесь не проводились уже очень давно. Если конечно не считать венчания солистки группы IOWA Кати Иванчиковой с гитаристом группы Леонидом Терещенко 12 октября прошлого года.

Место, по ощущению, очень “темное”, здесь практически не слышно шума дороги, пения птиц…

Особую нотку безысходности этому месту придает и кладбище местных жителей, защищавших независимость Финляндии.

Такое ощущение, что отсюда как будто унеслась жизнь, быстро и безвозвратно — церковь разрушается лишь под напором природы, а люди как будто бы неожиданно вознеслись.

Кстати, неожиданно, у нас разрядились полностью заряженные телефоны, что повлияло на это мороз или что-то неизведанное, осталось без разгадки.

Закончили мы “покатушки третьего дня” в поселке Куркиёки. Этот тихий посёлок, живописно расположенный среди скал, на берегу Ладожского озера, представляет собой уголок русской северной глубинки, с немного финским лицом, доставшимся в наследство от того времени, когда эта земля входила в состав Финляндии. От этой же эпохи досталось, кстати, и название, — Kurkijoki в переводе на русский означает «Журавлиная река». И этот посёлок таит в себе довольно богатую историю.

По данным археологических исследований, место, где находится нынешний Куркиёки — это один из очагов формирования карельского народа, который в русских летописях именовался словом «Корела». Свидетельствуют об этом предметы быта древних карелов IX-XII веков, найденные при раскопках у подножия горы Линнамяки, что в переводе — «крепостная гора»: эта скала использовалась карелами как естественная крепость.

Оборонялись карелы от викингов. Воинственные скандинавы добирались в те времена и сюда. Через внутренние реки и озёра нынешней Финляндии и Северного Приладожья, они проникали в Ладогу, а оттуда заходили в заливы, приближаясь к прибрежным карельским поселениям. Северное побережье Ладоги сплошь изрезано скалистыми полуостровами и заливами наподобие норвежских фьордов и конечно же, эта особенность местности использовалась карелами для защиты, с целью чего была разработана и особая тактика. Несколько наблюдателей находилось одновременно на разных скалах, расположенных по пути от поселения к открытой Ладоге (в Куркиёках это расстояние составляет около 12 километров). И крайний из них, увидев в ладожской дали флотилию викингов, разжигал на скале костёр, а вслед за ним то же самое делал следующий наблюдатель, и так за несколько минут сигнал доходил до самого поселения, благодаря чему жители успевали приготовиться к бою.

Мы, как настоящие викинги, решили пленных не брать, да и складывать их было некуда, т.к. ладьи оставили на Москва-реке, поэтому, поиграв с местной фауной, в виде веселого пса, решили возвратиться на свою горную базу.

 

День четвертый

В предпоследний день, группа зажиточных московитов, решилась дать угла, т.е. покататься по серпантинам.  Целью экспедиции был горный парк Рускеала. Насколько я понимаю, кто-то из местных жителей прочитав произведение Ильфа и Петрова “12 стульев” решил в 2005 году монетизировать местный заброшенный карьер, поставив около него кассовый аппарат. И вокруг кассы, начались плодиться экскурсоводы, магазинчики и даже бургерная.

Высота скал в карьере доходит до 22 метров, а глубина затопленной части более 30 метров. При хорошей погоде прозрачность воды доходит до 15 метров, цвет воды в карьерах переливается от серого до зеленого оттенка.

Пешеходный маршрут в парке включает в себя прогулку по специальным оборудованным смотровым площадкам, с которых можно наблюдать не только заброшенные штольни, развалины заводов, и сами шахты, но и, конечно же, прекрасные живописные виды. Во избежание несчастных случаев туристам не разрешают близко приближаться к опасным местам шахт. Общая протяженность маршрута составляет 1.3 км и по времени занимает 1.5-2 часа. Есть и водный маршрут по Мраморному озеру, в ходе которого можно выйти на берег и посетить штрек.

Но это все таки летнее развлечение, а при минус тридцати, хочется выпить горячего глинтвейна и найти ближайшую финскую сауну. Ветер на горе продувает тебя насквозь и если ты турист из породы неподготовленных, то тебе здесь не место.

Пора, ложится на обратный курс, так как перемещение по местным трассам в темноте, то еще “удовольствие”. Хорошо, когда ты сидишь высоко и видишь далеко, как на лэнд крузере. Ты хотя бы видишь встречный транспорт раньше и успеваешь подготовиться, прижаться чуть правее в узком месте, чуть притормозить, чтобы легче разъехаться.

Особо порадовала люстра на Амароке. Вот где карельское зимнее счастье, особенно на пустой дороге.

 

День пятый.

Как же приехать в Карелию и не заехать в местный лес. Штурвал направо и съезжаем с дороги. Собственно смотреть конечно не на что, но зато воздух. Так и стояли дышали, подзаряжали свои “аккумуляторы” перед возвращением в Москву.

Сюрприз правда нашли и во вроде бы простом месте, при развороте. Amarok взял и провалился при съезде с накатанной дороги.

Оказалось под коркой льда, находится вполне себе глубокий и пушистый снежок — приятный на ощупь, но опасный по сути своей.

Но мы “прокладки” с опытом, да и технически подготовленные, поэтому выехали, прокатились еще немного по лесу и помчались домой.

Надо же все таки и отдыхать иногда от машин.

День шестой.

Собрав свои вещи и кое как рассевшись в Toyote вшестером (как вы помните, мы лишились одной машины ранее), двинулись в обратный путь. Выехав на федеральную трассу, сразу попали на многокилометровые “хвосты” возвращающихся из Карелии питерцев. Участок от Лахденпохья до Питера, занял часа 4 из нашей 12 часовой поездки.

Ну а дальше, все просто и без приключений, просто погнали по морозцу, с новыми силами, покорять Москву, после длинных выходных.

Карельский рубеж: на Toyota Land Cruser 200 по бывшим финским дорогам: 1 комментарий

Добавить комментарий