Lada 4×4 Niva: I’m back in the USSR

Этот автомобиль хорошо знаком повсюду — от Канады до Сирии, от Эфиопии до Эквадора. Очень простой, удивленно взирающий на мир круглыми глазами-фарами автомобиль, но именно с такими совершаются настоящие подвиги.

Во всяком случае, так поговаривают в народе.То ли мы настолько привыкли к Ниве, то ли ее формы действительно оказались на редкость удачными, но в свой четвертьвековой юбилей машина смотрится очень неплохо. Да-да, мы не ошибаемся: первая партия внедорожников была собрана на АвтоВАЗе в феврале 1976 года, как и полагается, к открытию очередного, XXV съезда КПСС. А разработка модели 2121 началась более тридцати лет назад; впрочем, полноценное серийное производство тольяттинцы сумели наладить лишь к 1980 году. На начало восьмидесятых пришелся и зенит международной славы автомобиля: в 1981-83 годах Нивы, подготовленные французской фирмой Lada-Pock, регулярно попадали в тройку призеров престижнейшего ралли ’Париж-Дакар’. Лучшей рекламы при продвижении на зарубежные рынки и не придумаешь.

Однако шли годы, машина не менялась ни на йоту, и даже самые верные почитатели советского вездехода, французы и канадцы, стали к автомобилю охладевать. Полный застой привел к потере интереса и среди отечественных покупателей. И тут как прорвало. В первой половине девяностых вокруг Нивы выросло целое семейство модификаций, среди которых были и инкассаторский броневик, и дизельная версия, и длиннобазные машины с тремя и пятью дверями, и даже пикап Бизон.

Но главным событием стала модернизация базового автомобиля, получившего новое оформление задней части и переработанный интерьер, а заодно и индекс 21213. Тогда же, зимой 1994 года, появилась модификация с распределенным впрыском топлива марки GMC, в списках числящаяся как 21214. Инжекторные Нивы пока не столь распространены, но с введением в нашей стране новых экологических требований должны окончательно вытеснить с конвейера своих карбюраторных сестер. Поэтому мы сочли удачей то, что знакомиться с легендарным внедорожником нам довелось на примере машины с системой впрыска топлива.

Двигатель пускается легко и с первого же момента работает ровно и устойчиво. В принципе, если не беспокоиться о состоянии ’сердца’ автомобиля, можно сразу же отправляться в путь с лежащей в крайнем левом положении стрелкой указателя температуры охлаждающей жидкости, — тянуть движок будет как прогретый. В остальном мотор ведет себя практически идентично карбюраторному варианту: раскручивается так же неохотно, а по достижении 3500-4000 об/мин принимается изрядно шуметь. Не потерял двигатель и своей эластичности, позволяя трогаться со второй передачи.

Если уж речь зашла о движении, сразу поделимся своими впечатлениями от поездки по трассе. Честно говоря, звук двигателя — далеко не доминирующая составляющая шумового фона, ибо его с лихвой перекрывают гул трансмиссии и вой ’зубастых’ покрышек ВлИ-5. Вождение машины на скоростях за 100 км/ч требует зоркого глаза, твердой руки и крепких нервов: на неровностях короткобазную Ниву здорово бросает, а завихрения воздуха вокруг встречных фур так и норовят сбить автомобиль с курса. В результате для сохранения прямолинейной траектории требуется постоянная корректирующая работа рулем. Ситуация в поворотах получше, уже потому, что поведение машины более или менее предсказуемо. На сухих покрытиях Нива склонна к легкому сносу передней оси, плавно переходящему в боковое скольжение, на скользких же резкое добавление газа отправляет ее в контролируемый занос. Мешает только тяжелое, но неинформативное рулевое; далеки от совершенства и тормоза с их задемпфированным приводом педали. С другой стороны, какой полноценный вездеход не знаком с проблемами управляемости и плавности хода?

Перед тем как покинуть наезженные тропы и отправиться на покорение снежной целины, еще раз осмотрим автомобиль. Модернизированный интерьер лишил злопыхателей возможности называть Ниву явным анахронизмом. Новая передняя панель с ’восьмерочной’ комбинацией приборов, руль от ’классики’ и передние сиденья, очень схожие с ’восьмерочными’, не только прилично смотрятся, но и вполне удачны с точки зрения эргономики. Обзорность с места водителя можно было бы назвать идеальной, если бы не недостаточная площадь очистки лобового стекла. Не стоит питать особых иллюзий по поводу задних сидений, несущих скорее вспомогательную функцию: забираться на них неудобно, да и по краям подушка зажата колесными арками.

Сиденье выполнено складывающимся, но как-то по-нашему, по-совковому неудачно — для того, чтобы его полностью откинуть, приходится сдвигать передние кресла, и места на них остается разве что для карликов. Так что если вы, пусть даже на короткое время, решите превратить свою Ниву в грузовую, задний диван все-таки необходимо демонтировать. А жаль — задумка-то неплохая, особенно учитывая, насколько облегчился процесс погрузки-разгрузки машины в результате не столь давней перекройки проема задней двери.

Кстати, замок третьей двери открывается только из салона, рычажком около места заднего левого пассажира. Из других изменений, коснувшихся Нивы за последние годы, упоминания заслуживают бесследно исчезнувшие поворотные форточки в дверях да внедрение сдвоенного вентилятора системы охлаждения. Наконец, самое главное, — внедорожные экзерсисы. Съезжаем на заснеженное поле с глубиной снега около 20 см. Нива настолько бодро и непринужденно двигается вперед, что не возникает никакой нужды переходить на нижний ряд трансмиссии. Наоборот, машина провоцирует на добавление газа и, кажется, с ростом скорости чувствует себя еще увереннее и лучше слушается руля. Дело в том, что Нива, как и прочие внедрожники с бензиновыми силовыми агрегатами, эффективнее штурмует тяжелые участки (наподобие раскисших склонов, рыхлого песка и снега) с ходу, поскольку двигаться внатяг порой мешает нехватка крутящего момента на ’низах’. Понижающую передачу мы включили уже тогда, когда машина стала цеплять за снег брюхом. Даже не брюхом, а балкой передней подвески, защищающей двигатель снизу.

Поэкспериментировали и с блокировкой межосевого дифференциала: автомобиль едет как танк, но хуже реагирует на действия рулем, упрямо норовя распрямить траекторию. Похвал заслуживает четкость работы всех рычагов управления трансмиссией. Следующий шаг — штурм горок, покрытых снегом с проплешинами льда. В этих условиях большинство проблем решается хорошим разгоном и поддержанием постоянной и достаточно высокой скорости. И тогда можно обойтись даже без помощи раздаточной коробки. Что касается геометрических параметров проходимости, то здесь картина складывается такая. Свесы кузова настолько малы, что зацепиться бамперами за грунт сложно при всем желании. Нелегко добиться и диагонального вывешивания колес: задолго до того, как разгруженные колеса успеют повиснуть в воздухе, загруженное заднее успевает вцепиться в нишу. В свою очередь, это чревато потерей хода и утратой шансов выбраться на свободу. Так что бдительности все-таки терять не стоит.

Вывод напрашивается следующий: с таким набором качеств и ценой Lada 4×4 остается ’вещью в себе’. По сравнению с единственным конкурентом — УАЗом — тольяттинская модель, если говорить компьютерным языком, в большей мере ’user friendly’, то есть ’дружелюбна по отношению к пользователю’. В ней гораздо больше от легкового автомобиля, чем от БТРа, для повседневной эксплуатации эта машина пригодна на все сто, и в сложных климатических условиях может сослужить хорошую службу.