10 забытых люксовых автомобильных брендов

classics-lede-876x535

Люксовые бренды, такие роскошные и желанные, могут оказаться такими же мимолетно проходящими, как и богатства, позволяющие покупать их. В автомобильном мире тоже существуют такие случаи, когда когда-то желанные и статусные автомобили сегодня перешли в разряд воспоминаний и коллекционных экземпляров, а бренды, под именем которых они производились, давно закончили свое существование. Причем среди них есть такие, о которых некоторые из вас могли и вовсе не слышать (ибо в России с автомобилями всегда было не очень), а за рубежом о них могут вспомнить только дедушки, носившие в свое время серебрянную трость и шелковый цилиндр.


Isotta-Fraschini, 1900–1948
Итальянский производитель автомобилей, название которого образовано из фамилий владельцев, был основан на рубеже веков и сосредоточился на производстве роскошных автомобилей после Первой Мировой Войны. Первой люксовой ласточкой стал Tipo 8. Алюминиевый блок восьмицилиндрового рядного двигателя и шасси были единственными базовыми элементами. Кузов, салон, колеса — все изготавливалось по индивидуальному заказу. В 20х годах прошлого века бренд был фаворитом голливудских звезд, например Рудольфа Валентино и Нормы Десмонд, героини фильма «Бульвар Сансет» (классического фильма, который уже многие просто забыли). Покупали Isotta и особы голубых кровей, в том числе Король Египта и Королева Румынии, а также промышленные короли, такие как Уильям Рендольф Херст.

К сожалению, во времена Великой Депрессии, спрос на Isotta-Fraschini значительно упал, особенно в США, где он был крайне популярен. И даже выпуск новых моделей 8А и 8B не смог вернуть марке былую популярность. Производство автомобилей фактически остановилось в середине 1930х годов, а попытки возродить его после Второй Мировой Войны успехов не имели.

Borgward, 1924–1961
Первым транспортным средством Карла Боргварда был трехколесный мотороллер в 1924 году, но вскоре он начал производить автомобили, ставшие достойными конкурентами прочим автомобильным брендом в люксовом сегменте тех времен. В 1949 году, после Второй Мировой Войны, Borgward опередил всех конкурентов с новой моделью Hansa 1500. Этот автомобиль стал первым европейским автомобилем совершенно новой эпохи — крылья составляли с кузовом единое целое, а салон стал широким и комфортным. Повторил свой успех Borgward в 1952 году стильным Goliath GP 700E. 700 кубовый двухтактный двигатель впервые среди серийных автомобилей использовал прямой впрыск топлива. А год спустя новая модель Hansa 2400 уже щеголяла трехступенчатой АКПП собственной разработки, став первым в Европе серийным автомобилем с «автоматом».
Но самым большим вкладом в историю автомобилей Borgward был выпуск в 1954 году модели Isabella. Доступная в вариантах двухдверный седан, купе, кабриолет и универсал, Isabella служила доказательством того, что роскошный автомобиль не обязательно должен быть огромного размера. Мало того, Borgward считал роскошью инженерное совершенство, технологичность и изящество.

На пике, в 1950х годах, на производстве Borgward было занято около 23.000 человек и было произведено более одного миллиона автомобилей, что на небольшое время сделало его третьим по величине автопроизводителем в Германии. Казалось, Borgward занял место в первом ряду лучших мировых производителей.
Но именно стремление Borgward к инновациям, премиальным интерьерам и инженерному совершенству, привело его к закату. Не желая мириться с компромиссами в своих основных идеалах, Borgward нес большие расходы и в итоге обанкротился. Хотя по поводу компании хотила масса конспирологических теорий, компания была ликвидирована в начале 1960х, хотя модель P100 собиралась в Мексике еще несколько лет.
Но история Borgward, как и все истории о победах и поражениях, имеет свою коду. В 2008 году Кристиан Боргвард, внук основателя Карла Боргварда, объявил о возвращении бренда. В 2015 году на автосалоне во Франкфурте был представлен концепт кроссовера Borgward BX7.

Cord, 1929–1932 и 1936–1937
Auburn Automobile Company производила не самые роскошные автомобили своего времени. Но две модели Cord были очень необычны и привлекательны (и благодаря им бренд Auburn Duesenberg запомнился лучше многих других компаний, исчезнувших во время Великой Депрессии). Названный в честь Эррета Лоббана Корда, молодого бизнесмена, который сильно помог Auburn выжить в 1925 году, первый автомобиль Cord увидел свет в 1929 году. Длинный и низкий L-29 стал первым переднеприводным автомобилем, произведенным в Америке. Элегантное купе стало победителем в конкурсах красоты Concours d’Élégance в Монако и Париже в 1930 году. Великая Депрессия помешала дальнейшему развитию марки, поэтому было изготовлено всего чуть более 5.000 экземпляров этого автомобиля.

В 1936 году бренд вернулся на рынок после четырехлетнего перерыва с обтекаемой моделью 810. Автомобиль выглядел на дорогах крайне необычно. Приборная панель, казалось, была взята прямо из самолета. Такие обычные для того времени особенности конструкции автомобиля, как радиатор, фары и дверные петли, были скрыты. Особенно красивы были четырехдверные седаны. 125 сильный двигатель V8 позволял ездить на большие расстояния на больших скоростях, а в следующей модели, 812, вышедшей в 1937 году, стал доступен 170 сильный V8 с компрессором. Однако этот год стал для Auburn Automobile Company последним годом работы.

Horch, 1899–1940
Как и у Maybach в самом начале, автомобили немецкого Horch представляли из себя безупречную изысканность и обладали передовыми технологиями, не существовавшими в обычных автомобилях. Компания была основана Августом Хорьхом, немецким инженером, которому надоело работать на Карла Бенца. Он создал свой собственный бизнес в 1899 году, а уже в 1906 году победил своего бывшего босса в гонке на выносливость, на Horch 11/22 PS. Другие гонки закончились далеко не так хорошо, что привело к решению совета директоров об отстранении Хорьха от обязанностей в 1910 году. Поскольку ему было запрещено использовать в названии новой компании свое имя, Хорьх создал Audi — назвав компанию латинским эквивалентом своей фамилии. На автомобилях Audi он выиграл гораздо больше соревнований, а в 1933 году снова вернулся в свою первую компанию, когда она вошла в состав Auto Union.
Но даже когда Хорьх не был у руля компании, выпускались по-прежнему высококлассные машины. Незадолго до закрытия компании в 1940 году, ее автомобили были дороже, чем Mercedes-Benz 540K Special Roadster и их было так же сложно купить, как нынешнюю LaFerrari (на банковском счету потенциального владельца должно было быть не менее 100.000 немецких марок, а благородное происхождение было обязательным).
Horch и Audi прекратили свое существование во время Второй Мировой Войны, хотя Volkswagen возродил Audi в 1965 году. Старый завод Horch снова заработал в Восточной Германии после войны, но уже в качестве сборочного производства Trabant.

Imperial 1955–1975
Еще в 1920х годах Chrysler использовал марку Imperial для своих самых экстравагантных творений, грандиозных, часто изготовленных под заказ седанов, кабриолетов и лимузинов, которые конкурировали с такими люксовыми брендами как Packard, Cadillac и Lincoln. Но престиж этого бренда не дотягивал до верхней планки, потому что это все-таки был Chrysler Imperial, а Chrysler производил автомобили среднего сегмента. В 1955 году Imperial стал, наконец, полностью самостоятельным брендом и выпустила фантастическую серию автомобилей 57 года. В том же году, в Ghia, Италия, началось строительство ультрароскошного лимузина Crown Imperial, который был продан за космические $15.057 (по нынешним деньгам это больше $127.000)

Чтобы заново пробудить интерес к марке, Imperial выделил передние фары и вернулся к «плавниковому» дизайну задних фонарей, подчекнув возвращение к классическим истокам. Более успешным был редизайн 1964 года, который очени сильно напоминал Lincoln Continental. Imperial сохранил рамную конструкцию кузова, в то время, как Chrysler перешел на несущий кузов. Новое обновление внешности в 1967 и 69 годах сделало Imperial все больше похожим на Chrysler. А топливный кризис еще и неплохо снизил продажи больших автомобилей. В итоге возможностей для разработки собственных автомобилей у компании становилось все меньше. Имя стало забываться и даже попытки при помощи слегка переделанной Cordoba в 80х, обновленной версии New Yorker в 1990х, а также Bentley-подобного гротескного концепта, представленного в 2006 году, Imperial так и не смог занять снова хоть какое-то значимое место в автомобильной отрасли.

Napier, 1900–1924
После 87 лет в бизнесе, британская машиностроительная компания D.Napier & Son практически ушла с рынка, когда в 1895 году ее унаследовал Монтегю Напье, внук основателя. Пять лет спустя, уже в новом столетии, появился первый автомобиль Napier. А в конце 1900 года, друг Монтегю из Австралии, С.Ф.Эдж, участвовал в гонках на одном из автомобилей Napier. Автомобиль, окрашенный в темно-зеленый цвет, выиграл гонку Gordon Bennett Race в 1902. Именно тогда впервые заговорили о появлении британской темно-зеленой ливреи в гонках. Тогда же, в 1902 году, Napier совершил кругосветный автопробег длиной в 68.000 километров. Шестицилиндровый Napier, выпущенный в 1904 году, бросил серьезный вызов Rolls-Royce по цене и качеству. В 1905 году Napier открыл производство в Америке, однако, после ряда корпоративных скандалов, подразделение было закрыто в 1912 году.

Мощность двигателя достигала 90 лошадиных сил, а в 1912 году Napier производил около 700 автомобилей в год. Во время Первой Мировой Войны, компания производила мощные авиационные двигатели. В 1924 году был построен последний автомобиль и Napier сосредоточилась на производстве авиационных двигателей. В 1942 году Napier была приобретена компанией English Electric, а в 1961 Rolls-Royce приобрел их бизнес по производству авиационных двигателей. Но бренд Napier жив до сих пор, производя в Великобритании турбокомпрессоры.

Daimler, 1896–2007
Компания Daimler ассоциируется с очень известными в автомобильной отрасли именами: Майбах, Бенц, Армстронг. Но в 1896 году это был просто Готлиб Даймлер и его экспериментальный автомобиль. Автомобиль был оснащен 0,6 литровым двигателем в 1,5 лошадиные силы и назывался Stahlradwagen. После совместной работы с Вильгельмом Майбахом, в 1896 году была основана Daimler Motor Company. Готлиб, конечно, хотел управлять своей собственной компанией, однако произошло слияние с предприятием Карла Бенца и появилось название Mercedes. Позже, в 1910 году, британское подразделение Daimler вошло в состав холдинга Birmingham Small Arms (BSA).

Daimler самостоятельно разрабатывал кузова, двигатели, шасси. Дважды, в течение Первой и Второй Мировой Войн, компания занималась изготовлением военной техники, авиационных двигателей и прочих военных изделий. В перерыве между войнами Daimler создавал себе репутацию, производя роскошные, мощные и величественные легковые автомобили. Одной из прогрессивных разработок компании была разработка механизма, известного сейчас как гидротрансформатор АКПП. Некоторое время Daimler был эксклюзивным поставщиком автомобилей для королевской семьи Великобритании. К 1959 году шильдик компании стоял на множестве седанов, спортивных автомобилей и лимузинов в то время. Но начало конца Daimler наступило в 1960м, когда он был куплен компанией Jaguar. В последующие годы многие автомобили были выпущены уже под брендом Jaguar, пока тихо не исчез совсем в 2007 году, когда Jaguar был продан Ford’ом индийской TATA Motors.

Continental, 1956–1957
Название Continental, естественно, не забыто и не скрывается где-то в тайных кабинетах. Много автомобилей Lincoln на протяжении десятилетий носили это название и в 2016 году бренд воскресил это название для нового флагманского седана, который должен вот-вот пойти в серию. Но только серьезно увлекающиеся автомобильной историей знают, что целый год Continental был полностью автономным брендом. Он отделился от компании Ford в 1956 году, чтобы под своим брендом продавать дорогой и роскошный Mark II, являвшегося продолжателем V12 Lincoln Continental 1940х годов. Уильям Клей Форд, младший внук Генри Форда, был главным идеологом создания этого подразделения и был его руководителем.

Двухдверное купе Continental Mark II был ориентирован на богатых американцев, стремясь приманить их к продукции Ford Motor Co (и утянуть их от Cadillac и Chrysler соответственно). В общем, стоил этот автомобиль космических по тем временам денег $9.695 (да и по нынешним временам это тоже далеко не эконом — $86.000). Кожаный салон и электроприводы всего были уже в базовой комплектации, а вот опциональный кондиционер поднимал стоимость автомобиля выше $10.000. 6 литровый V8, который выдавал 285 лошадей, в конце 1956 года был модернизирован до 300 лошадей. Автомобили отправлялись дилерам, накрытые флисовыми чехлами.
Среди владельцев были шах Ирана, Элизабет Тейлор, Элвис Пресли. К сожалению, за два года существования компании (1956 и 1957) было продано немного меньше 3000 экземпляров и каждый из них был убыточен. Поэтому в 1960 году компания снова влилась в Lincoln.

LaSalle, 1927–1940
В 1912 году Cadillac стал называть себя «Стандарт мира». Учитывая роскошные и технологичные автомобили бренда, это вполне себе сответствовало реальности. В «ревущие двадцатые» стоимость автомобилей Cadillak иногда превышала планку в $5.000 (для сравнения, Ford Model T едва достигала цены в $800), оставляя для General Motors возможность создать еще один бренд в свободном сегменте между Buick и Cadillac. На самом деле, компания создала четыре бренда с 1926 по 1929 годы, которые были объединены между собой для большего охвата рынка. Oakland строил и продавал автомобили только появившегося бренда Pontiac, Cadillac помогал LaSalle, Oldsmobile — Viking, и Buick (совсем небольшой срок) работал с Marquette.

La Salle реально занял второе сверху место в иерархии GM с ценами (до начала Великой Депрессии) от $2.300 до $4.900 и шикарными автомобилями, такими как Transformable Town Cabriolet и the All-Weather Phaeton, но справедливости ради, стоит сказать, что La Salle в общем и целом сыграл очень серьезную роль в развитии американского автомобильного дизайна.
Консультант Харлей Эрл создал первый макет La Salle в 1927 году из глины, находясь под впечатлением от роскошных автомобилей испанского производителя Hispano-Suiza. Президент GM Альфред Слоун был настолько впечатлен, что нанял Эрла и они вместе создали новое подразделение, которое назвали Art & Colour department (также известное как GM Styling), которым Эрл руководил более 30 лет, пока в 1959 году не передал бразды правления своему преемнику Биллу Митчеллу. На первый взгляд, La Salle существовал всего 13 лет, однако он пережил все остальные «суббренды», за исключением Pontiac (который вытеснил своего «родителя» — Oakland). Последние автомобили La Salle были произведены в 1940 году и остались в автомобильной истории как одни из самых интересных.

Stutz, 1911–1937
Как и многие его современники, Гарри Клейтон Стац пришел в автомобильный бизнес как наемный инженер. Автомобильный рынок начала 20 века был достаточно диким, инвесторы вкладывались в самые разнообразные проекты по всему свету, и Стац был просто счастлив воспользоваться возможностью привлечь часть из тех денег, что крутились на рынке. Поэтому он плюнул на работу и за пять недель спроектировал и построил свой собственный автомобиль, который в гонке Indianapolis 500 1911 года сразу занял 11 место. Автомобили Stutz начали выезжать из цехов его завода уже к концу года.
Под руководством Стаца, компания сосредоточилась на производстве «урезанных» автомобилей вроде легендарного Bearcat и технических инновациях, вроде созданного в 1917 году четырехцилиндрового 80-сильного двигателя “T-Head”. Но Стац вскоре заскучал и покинул компанию в 1919 году. Без энергичного провидца у руля компания начала сбавлять обороты.

Отчаявшись, владельцы компании решили инвестировать в кардинальное обновление автомобиля. Автомобиль 1926 модельного года был с новым V8, выдававшим 92 лошади, в пяти элегантных вариантах кузова, на новой, более безопасной, платформе. Автомобиль мгновенно стал хитом и за ним выстроилась очередь из покупателей, желавших заполучить роскошный и инновационный Stutz. Взамен Bearcat вышел абсолютно новый Blackhawk Speedster, который в 1927 году был признан самым быстрым автомобилем Америки.
В 1930 году было еще одно обновление платформы и двигателей, однако, непостоянная публика в то время больше благоволила мощным V12 и V16 от Lincoln, Packard и Cadillac. Ну и, как итог, компании просто не хватило средств пережить Великую Депрессию и она прекратила свою деятельность в 1937 году.

Добавить комментарий