Падший индеец. Жизнь и смерть Pontiac

Индейцы вообще удивительные люди. Угнетенная нация, живущая в резервациях на своей собственной земле, не потерявшая за сотни лет пресса гордости и аутентичности. Давным давно, еще в 60х годах 18 века, вождь племени оттава, Понтиак, возглавил борьбу северных индейских племен против английских колонизаторов.

 

В союз с Понтиаком вступили все индейские племена восточной части Северной Америки. Борьба с англичанами была достаточно плодотворной, однако в 1766 году, после длительной осады Детройта, Понтиак был вынужден заключить мир и признать власть английского короля. Впоследствии он погиб при неясных обстоятельствах. В честь Понтиака были названы города в штатах Мичиган, Иллинойс, Индиана, а также в канадском Квебеке.
Бренд Pontiac практически полностью повторил историю своего знаменитого индейского тезки. Последний автомобиль Pontiac сошел с конвейера General Motors более пяти лет назад и с каждым днем этих автомобилей на дорогах становится все меньше и меньше. Все меньше Catalina, все меньше Bonneville, меньше GTO, меньше Trans Am, да и Aztec тоже скоро закончатся совсем. Естественно, коллекционеры и администрации автомобильных музеев уже озаботились приобретением самх интересных экземпляров в свои экспозиции. Но большинство, как обычно, будет пущено на металлолом.
Помянем же Pontiac’и и их предшественников, которые строила (и, собственно, изничтожила) корпорация General Motors.

1909_Oakland_Display_CATA-876x535Стенд компании Oakland на Chicago Auto Show в 1909 году.
Pontiac начинался как компания Oakland. Собрав первый автомобиль в 1907 году, в 1908 году Oakland уже вовсю продавал двухцилиндровый автомобиль. В феврале 1909 года на автосалоне в Чикаго у компании был свой собственный стенд и четырехцилиндровая модель Forty в производстве. О пользе автомобильных выставок для начинающих компаний может говорить тот факт, что уже 9 апреля 1909 года Oakland стала частью General Motors.

1926-Oakland-876x535Oakland 1925 года.
К середине 20-х годов для руководства GM стало очевидно, что в линейке автомобилей компании в ценах между Chevrolet и Oakland была дыра. Так что, к тому времени, как Oakland вывел в продажу модель 6-44 с шестицилиндровым двигателем, ему для компании уже разрабатывался Pontiac. Первый Pontiac поступил в продажу в 1926 году и разошелся отличным тиражом в 76742 экземляра за первый год. Это был очень большой успех. В 1932 году Pontiac полностью заменил Oakland в составе GM.

1926-Pontiac-6-271-876x535Pontiac 6-27 1926 года.
Вот он, красавец, скромняга, тихоня — первый Pontiac. Вышедшая в 1926 году модель 6-27 приводилась в движение 3.0 литровым шестицилиндровым двигателем мощностью 40 лошадиных сил. Особенностями модели были колеса небольшого размера с шинами низкого давления для более комфортного передвижения, и первый аналог современного стабилизатора поперечной устойчивости.

1926-Pontiac-Big-Six2-876x535Pontiac Big Six 1926 года.
Цена на Pontiac в 1926 году начиналась с $745, что было гораздо дешевле самого базового Buick — Model 24 за $1150 — также оснащенного шестицилиндровым двигателем. Первый V8 от Pontiac увидел свет в 1932 году — это был доработанный старый добрый 4.1 литровый двигатель Oakland мощностью 85 лошадиных сил. В принципе, Oakland прекратил свое существование в 1931 году, потому ему этот двигатель, собственно, не очень-то был и нужен.

1938-Column-Shifter-876x5351938 год — появление переключателя передач на рулевой колонке.
В 1938 году для Cadillac и Pontiac было анонсировано появление рычага переключения передач на рулевой колонке. Для Pontiac эта опция стоила всего $10.

1941-Chicago-876x535Pontiac Streamliner 1941 года.
На автосалоне в Чикаго в 1941 году четырехдверный Pontiac Streamliner привлек к себе внимание доброй трети посетителей. Его особенный дизайн в то время обеспечил практически рекордные продажи — 330361 автомобиль за год.

1957-Bonneville-876x535Pontiac Bonneville 1957 года.
После Второй Мировой войны продажи Pontiac стали куда как более скромными, да и общий стиль стал достаточно консервативен. Тогда, 1 июля 1956 года, сын бывшего Президента GM, Симон Кнудсен стал генеральным директором подразделения, причем было ему достаточно мало для такой должности лет — всего 43. И вот Кнудсен, при поддержке 31 летнего Джона ДеЛореана, начал менять компанию. В 1968 году Кнудсен сказал в интервью Time Magazine, что большой проблемой Pontiac на момент его вступления в должность был «пенсионерский» имидж. «Бабушка по выходным в церковь ездила» — это было про Pontiac 50х.
Тогда Кнудсен распорядился изменить переднюю часть модели 1957 года, которой оставалось всего несколько недель до начала производства. И в 1957 модельном году он смог вывести на рынок кабриолет Star Chief Custom Bonneville с 5.7 литровым V8 под капотом. Конечно, кабриолет был более чем эксклюзивным — всего 630 таких автомобилей было произведено.

1958-Bonneville-876x535Pontiac Bonneville 1958 года.
Полностью обновленный Bonneville 1958 года уже выходил в кузовах купе и кабриолет. И развитие продолжалось. В марте 1958 года были выпущены два варианта — PK и PM — с 6.1 литровым V8 в качестве алтьернативного двигателя. Двигатель в версии PK выдавал 315 л/с, а PM — 330.

1960-Ad-876x535Pontiac Wide-Track
В 1959 году Pontiac начал рекламную кампанию, заявляя, что автомобили компании обладают самой широкой колеей и очень устойчивы на дороге. А в 1960 году Pontiac выиграл Чемипонат NASCAR и Чемионат по дрэг-рейсингу NHRA.

1960-Bonneville-Illo-876x535Pontiac Bonneville 1960 года.
С 1959 по 1971 годы многие рекламные проспекты Pontiac были оформлены прекрасными иллюстрациями Арта Фицпатрика и Вэна Кауфмана. Иллюстрации всегда подчеркивали ширину автомобилей и изображали автомобили в различных гламурных местах — в центре Парижа, у фонтанов, у дорогих ресторанов и гостиниц. Или как Bonneville 1950 года на картинке выше — на горнолыжном курорте. Все это немало способствовало выходу компании на третье место по продажам в США к 1961 году.

1962-Catalina-Fireball-Roberts-876x535Pontiac Catalina — победитель гонки Daytona 500 1962 года.
Официально компания General Motors не участвовала в гонках в течение 1962 года. Однако Гленн Робертс выиграл квалификацию и гонку Daytona 500 на Catalina, вышедшей из рук механика Смоки Янека. Джо Уэзерли, участвуя в гонках на Pontiac, подготовленных Бадом Муром, выиграл 9 гонок и чемпионат NASCAR Grand National в этом же году.

1964-GTO-876x535Pontiac GTO 1964 года.
В 1961 году Кнудсен ушел на повышение в Chevrolet и в Pontiac пришел Пит Эстес. Вместе с Эстесом в должности главного инженера работал ДеЛореан, продолжавший строить отличные мощные автомобили, которые в GM решили в большей степени ориентировать на молодежную аудиторию. С 1963 года GM закрыли свою программу участия в гонках, но ДеЛореан смог обойти этот запрет, установив в маленький и легкий GTO здоровенный 6.4 литровый V8. В принципе, Pontiac GTO стал первым американским «масл-каром».

1969-Grand-Prix-876x535Pontiac Grand Prix 1969 года.
Джон ДеЛореан играл чуть ли не самую значимую роль в компании. Под его руководством появлялись действительно популярные и продающиеся автомобили. Поэтому неудивительно, что в 1965 году он стал Президентом Pontiac. Модельный ряд продолжил обновляться и становиться все более привлекательным. В том числе он перенес полноразмерный люксовый Grang Prix на промежуточную платформу GM в 1969 году. Pontiac продал всего 31711 больших седанов Grand Prix в 1968 году, а после обновления платформы в 1969м — рекордные 112486 среднеразмерных Grand Prix купе. В принципе, в 60х Pontiac под руководством ДеЛореана оставался единственным прибыльным подразделением General Motors.
В общем-то этого было достаточно, чтобы совет директоров назначил ДеЛореана генеральным директором Chevrolet в том же 1969 году. С уходом ДеЛореана, к 1972 году Pontiac потерял третье место по продажам в США и больше никогда не возвращался на подиум.

1974-Trans-AM-455SD-876x535Pontiac Trans Am 455SD 1974 года
Когда в 70х годах GTO стал уже неактуален, Pontiac решил сделать из Trans Am новый спортвный автомобиль с мощным двигателем, в то время как большинство производителей из Детройта не уделяли этому сегменту особенного внимания.
Firebird Trans Am 1974 года гордо нес под капотом нереальный 7.5 литровый 455 Super Duty V-8 с не менее нереально малой мощностью — всего 290 «лошадей». За два года производства (1974 и 1975) Pontiac произвел всего 1296 Firebird Trans Am с двигателем Super Duty.

1977-Trans-Am-876x535Pontiac Firebird Trans Am 1977 года
В 1976 году Pontiac представил специальную серию Firebird Trans Am черного цвета с золотистой окантовкой и огромной апликацией на капоте. Мощность 6.6 литрового V8 была всего 200 л/с, однако было продано 46701 автомобилей из этой серии в 1976 году. Передняя часть автомобиля в стиле «Бэтмобиля» привлекала к себе внимание и новых покупателей. Однако потом произошло кое-что еще…

1977-Smokey-Bandit-876x535«Смоки и Бандит»
А случилось вот что… В 1977 году на экраны вышел фильм «Смоки и Бандит», ставший настоящим мегахитом. Именно в этом фильме Берт Рейнолдс гонял на 1977 Special Edition Trans Am. Мало того, что после выхода фильма автомобиль стал неотъемлемой частью американской культуры, так и продажи резко пошли вверх. В 1977 году было продано 68745 Trans Am, что на 47% больше, чем годом ранее. А дальше как из катапульты — 1978 год — 93341 автомобиль и нереальные 117108 в 1979 году. Однако новая уродливая передняя часть и турбированный 4.9 литровый V8, которые появились в 1980 году уронили продажи до 50896 автомобилей, а в 1981 году было продано всего 33493 Trans Am.

1980-Firebird-Chicago-876x535Pontiac Firebird 1980 года.
На автосалоне 1980 года в Чикаго был представлен новый Pontiac Firebird. Его стенд был очень спокойный и выдержанный…а девушка рядом с ним почему-то напялила на себя шторы из бабушкиной квартиры…

1980-Pontiac-Phoenix-876x535Pontiac Phoenix 1980 года
В общем, после ухода Кнудсена и ДеЛореана, Pontiac резко терял свои позиции как производителя статусных и оригинальных автомобилей. Переднеприводный Pontiac Phoenix стал своеобразным поворотом совершенно в другую сторону. Как и другие представители пресловутого семейства GM X-car, Phoenix отличался невысоким качеством сборки, постоянными неполадками и не особо удобной конструкцией кузова. Однако каким-то чудом Pontiac все же умудрился продать за первый год 178291 этих недоавтомобилей, а потом продажи достаточно быстро сошли на нет.

1983-6000-STE-876x535Pontiac 6000STE 1983 года.
В 80е годы случилась белая полоса в работе компании, когда она занималась выпуском спортивных версий среднеразмерных седанов GM. 6000STE для компании стал одним из самых удачных автомобилей того времени, обладая отличной управляемостью, хорошей динамикой, оригинальным внешним видом и экономичностью. В 1984 и 1985 годы он также часто попадал в ТОП-10 различных американских рейтингов тех лет.

1984-Fiero-876x535Pontiac Fiero 1984 года.
Один из самых спорных автомобилей компании. Fiero 2M4 был действительно хорош. Красив внешне, среднемоторная компоновка, дисковые тормоза и независимая задняя подвеска — ну чем не хит? А не хит он тем, что его отвратный двигатель, 2.5 литровый четырехцилиндровый “Iron Duke” и ужасная передняя подвеска от Chevy Chevette портили все впечатление. В последующие четыре года компания работала над его улучшениями, но никого это уже особо не волновало.

1986-Grand-Am2-876x533Pontiac Grand Am 1986 года
С выходом на рынок скучнейшего Fiero, Pontiac стал производить обычные скучные автомобили вроде этого компактного Grand Am, вышедшего в 1986 году. По сути, вместо интересных характеристик или внешности, компания предложила всего лишь другой обвес. Это даже рядом не стояло с тем, что удалось показать публике Кнудсену в 1957 году.

1999-Grand-Am-876x535Pontiac Grang Am 1999 года.
А чего тут говорить? Это был контрольный выстрел в голову Grand Am. Да и Pontiac, в принципе, тоже…

2000-Aztek-Launch-Detroit-876x535Pontiac Aztec 2001 года.
Эта модель была просто дном для Pontiac. На фото — автосалон в Детройте 2000 года. Нанятые за деньги статисты изобразили дикий восторг, когда перед ними явился Aztec. Идея-то, в принципе, была неплохая — кроссовер и все в таком духе. Но вот реализация — начиная от внешности и заканчивая нереально скучным управлением — из рук вон. Aztec постоянно занимал первые строчки антирейтингов практически по всем позициям. Тотальный компромисс.

2002-Trans-Am-876x535Pontiac Firebird Trans Am 2002 года.
Pontiac Firebird Trans Am продавался в течени 2002 года. Но из-за отсутствия инвестиций они были слишком большими и старомодными для 21 века. Да и аудиторы GM решили, что заводов у компании слишком много. В итоге производство и Firebird и Camaro было приостановлено в 2002 году. А в 2009 году вернулся Chevrolet Camaro 2010 модельного года, а Firebird восстать уже не смог.

2003-Aztek-876x535Pontiac Aztek Rally 2004 года.
Когда с Aztek сняли черные молдинги и добавили симпатичные диски, он стал выглядеть лучше, чем до этого момента. Однако было слишком поздно. После 2005 модельного года выпуск модели был прекращен.

pontiac-gto-photo-181315-s-original-876x535Pontiac GTO 2004 года.
В 2004 году GTO был возрожден на базе Holden Morano — австралийского двухдверного купе GM. 350 сильный 5.7 литровый V8 LS-1, и, в принципе, изначально перспективы у купе были. Однако сама затея дальше небольших серий не пошла, и после трех лет производства, купе также сняли с конвейера.

2006-Solstice-876x535Pontiac Solstice Roadster 2006 года.
Это была одна из последних попыток Pontiac вернуть былую славу. Однако Solstice Roadster полсучился двухместным, маленьким, с миниатюрным багажником, большую часть которого занимал складной верх, да и собран об был с миру по нитке из деталей других Pontiac. В общем-то трехлетняя карма последних моделей постигла и его. В 2009 году производство завершили.

2009-G8-GXP-876x537Pontiac G8 GXP 2009 года.
А вот австралийское подразделение GM чуть было не спасло Pontiac. В 2008-2009 годах из Австралии импортируется один из лучших Pontiac последних десятилетий — седан G8. Самая крутая комплектация — G8 GXP — 415 сильный 6.2 V8 LS3. Однако, из-за неорганизованной уже к тому времени дилерской сети, достаточно высокой цены и отсутствия маркетинговой поддержки, G8 продавался не очень хорошо. Грустный намек, что все еще можно было исправить…

2009-G6-Convertible-876x5352009.5 Pontiac G6 GT Convertible
Последний Pontiac выехал из ворот завода 25 ноября 2009 года. Это был обычный белый седан G6 по заказу флота. Небольшим прощальным проблеском бренда был вот такой G6 кабриолет, который был куплен в Orion Township, Мичиган, Бертом Рейнолдсом. Ничего особенного. Просто еще один белый Pontiac.

Так исчез достаточно перспективный бренд. Судя по всему, воля и талант Кнудсена и ДеЛореана, могли довести Pontiac до наших дней и сделать его одним из самых заметных мировых производителей. Однако, судьба распорядилась по-другому.
Но мы будем помнить. Просто потому, что есть за что.

источник

Падший индеец. Жизнь и смерть Pontiac: 1 комментарий

Добавить комментарий