Зимние приключения в стране ВытегориЯ

Поездка в Вологодскую область на новогодние праздники для водителя — одно удовольствие. Машин немного, дорога в хорошем состоянии, несмотря на легкий морозец и сильный снег.

Мы поехали из Москвы в кемпинг «ВытегориЯ», расположенный неподалеку от Вытегры. Расстояние — 840 км, Вологда находится на середине пути. Если выехать вечером, этот путь вполне реально проделать за 14 часов.

Вообще, в какую бы сторону Вы не поехали из Москвы, попадете на Золотое кольцо. Проезжаем Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий И если у Вас есть время, не старайтесь объехать эти города по объездной, через город будет гораздо интереснее, не пожалеете. Где еще увидите такое количество интересных мест.

Ехали в темноте. Весь путь пролегал по трассе М8 «Холмогоры». Надо сказать, что дорога в Московской и Владимирской области вполне приличная, широкая на несколько полос, сужается только в городах. Кроме того она не загружена, в отличие скажем от Ленинградской. Это позволяет развить приличную скорость.
И вот мы в Ярославле. Перед городом огромное количество заводов, многие из которых уже знамениты на всю страну, например, «ЯНПЗ».
Далее вы едем на Вологду. Дорога замечательная, по крайней мере до Вологодской области. Вологодская область встретила нас не слишком хорошей дорогой, да еще и участками ремонта. От Вологды главное не пропустить поворот на Вытергу, а то можно отправиться в Архангельск. Едем по дороге с обозначением Р5. Места становятся глухие и диковатые. Если до Вологды машины еще попадались, то здесь они практически закончились. Фур вообще не было — влияние Нового года.

Лирическое: Все наверное знают, что в России не мало населенных пунктов, особенно деревень с довольно смешными названиями, например: Вобля, и Козлы. Но эти два по нашей трассе, нельзя пропустить — Бухалово и Пиндуши.

Ближе к Вытегре дороги не осталось. Она была практически полностью покрыта снегом. Местами шинами отчищена только одна полоса ровно посередине трассы.Так что приходилось практически останавливаться, что разъехаться со встречными автомобилями.

Доехали до Вытегры, заправились и начали считать ямы на городских дорогах…Поэтому заехали пополнить запасы продуктов в магазин и поехали заселяться в кемпинг.

Кемпинг «ВытегориЯ»— находится в классном место на самом берегу Тудозеро. Простые домики для простого отдыха. Приятный финский дизайн кемпинга.

На территории хорошее и красивое кафе.  Хорошо обустроены беседки для костра и шашлыков.

В снегу зарыт древний Мерседес 🙂

До пляжа можно дойти всего за 1 минуту. Есть пирс и небольшой песчаный пляж. Есть прокат лодок и велосипедов.

Мы сняли финский дом с двумя спальнями и огромным холлом.

На первом этаже есть камин и большая сауна.

Вечером, когда засыпает город, просыпается мясная мафия и давай готовить!

Мы люди культурные и мясо запиваем только горячим чаем 🙂

Нас утро встречало дождем и желанием подкачать шины на нашем младшеньком, семейном Пежо. Из-за резкого перепада температур давление в шинах пало и пришлось доставать свой верный и мощный компрессор Беркут R24.

Две минуты и все в норме

Решили заодно изучить местность. Первым, под напором туриста, пал домик дедушки Вытегора.

Кто-то решил свалить в Москву на реактивной ступе, но не было топлива.

Поэтому, решили катать на великах.

Хотели искупать детей, но они куда то убежали и не появлялись до вечера.

Птицы на территории совсем не пугливые.

Групповое фото на память и в дорогу.

За ночь озеро вскрылось и мы вместо прогулок по льду, покатались вокруг озера.

Летом здесь пляжи, где яблоку не упасть из-за отдыхающих, а зимой низко летают огромные реликтовые комары.

По приезду, кто ударился в работу…

а кто ушел разговаривать с духами…

С духами, веселее!

Вытегорье… горы там есть на самом деле, через них подходит к городу дорога из Вологды, а самая высокая точка Онежского побережья, Андомская гора, находится примерно в 40 км от Вытегры на север. Высокие берега местных рек и озер тоже можно считать горами, и на них стоят большие бревенчатые дома прибрежных деревень и сёл.

Андома-гора расположена приблизительно в 40 км от Вытегры, на берегу Онежского озера . Это настоящий учебник геологии, где можно увидеть разрез девонских отложений (360-420 млн. лет назад). Абсолютная высота Андома-горы над уровнем моря составляет около 85 метров, над уровнем Онежского озера — около 45 метров. На вершине горы есть небольшой рабочий маяк и остатки деревни Ольково, с несколькими жилыми домами

Координаты: 61°16’57″N 36°21’52″E
Проезд: ехать по трассе из Вытегры в Медвежьегорск (трасса А-119). Вскоре после Тудозеро свернуть налево на дорогу на Ольково и базу МЧС. Дорога идет до самой смотровой площадки — сначала асфальтовая до базы МЧС, затем грунтовая.

По лицам видно, как гора заряжает своей силой.

Около деревни Гневашевская над обрывом оборудована смотровая площадка, откуда открывается великолепный вид на откосы, а перед тобой расстилается бесконечное Онежское озеро. Поблизости от смотровой площадки расположен памятник павшим в годы Великой Отечественной войны, старая церковь и современная часовня, траншеи времен ВОВ.

По-приезду, да после прогулок на ветру грех не посетить сауну.

По итогам утреннего собрания коллектив решил поехать на водопад. А все потому, что прогулка на снегоходах, провалилась под снег — воды было столько, что… проще вплавь.

После ночного ливня, дорога отливала отличным коричневым льдом.

Нашли съезд в сторону реки и водопада… И призадумались. Если полный привод Toyota Prado еще придавал уверенности мероприятию, то Peugeot Tepee и команда на его борту начала переживать.

Но настоящему московскому индейцу, все по клиренсу, поехали…

И Tepee пёр и пёр… даже в горку.

И лишь не доезжая двухсот метров он приуныл. Пришлось скинуть давление в шинах.

Проехать еще 150 метров и встать.

Пока Тойота уехала на разведку, продвинутые лыжники нашли гору.

…и полез на неё. На самом деле, как оказалось, это была дорога для лесовозов, собранная из бревен.

Подъехал и разведчик… и тоже затребовал лыжню.

Как говорится, открыли сезон.

Но главное, в нашем высоколгагородном деле, стать Царем горы!

Настоящие англичане, надевают бабочку прямо на майку!

И конечно надо заметить, что без старинного друга, бокса Yuago, не обходится ни одна наша поездка.

После покатушек, заехали в Вытегру. В городе, вроде бы, нечего смотреть: выдающихся архитектурных и исторических памятников не имеется, рядовая застройка малоинтересна. В последние несколько лет главным туристическим аттракционом стала подлодка Б-440, ради которой теперь даже теплоходы причаливают.

Изучаем, как проникнуть тайно в Финляндию.

Тренируемся выходам через торпедный аппарат в море.

И тут звонок. От «Самого»!

Заправили торпеды… И отправили ворогам!

Точно по карте.

После поздравления с попаданием в цель и получения внеочередного звания, устроили праздничный ужин.

И небольшую тематическую вечеринку.

Демоны решили покататься на машине, еле забрали ключи.

А по утру, нас ждала долгая дорога домой, через дождь, снег и прочие неприятности в виде гаишников. Но это, совсем другая история! Главное, что обе машины проявили себя с лучшей стороны и заслужили статус туристических. В них и водителям и пассажирам очень комфортно, несмотря на разные типы и водоизмещение 🙂

Историческая справка:

Вытегра — город с очень интересной историей. До наших дней сохранились старинные здания — каменные и деревянные, функционирует несколько музеев. Здесь останавливаются многие круизные лайнеры, сухогрузы, другие суда, которые курсируют по Волго-Балту.
Он расположен в 15 километрах от южного побережья Онежского озера. Издревле в этих краях проходил торговый путь из Великого Новгорода в Шексну и дальше на Волгу.

На месте нынешней Вытегры существовало село Вянги, названное так по Вянгиручью. Это название происходит от карельского vengi , что значит «ручей или небольшая речка, соединяющая два озера (ламбы, болота); протока», «бухта, заливчик». Ниже по течению стоит Вытегорский погост (с.Анхимово), первое письменное упоминание о котором относится к 1496 году. Вытегорский погост был крупным торговым центром Новгородской земли, здесь существовали торговый двор и волок между реками. Торговали здесь не только русские купцы, но и «немцы».
В 1799 году началось строительство Вытегорского, или Мариинского канала, соединившего Вытегру с рекой Ковжей, впадающей в Белое озеро и тем самым принадлежавшей бассейну реки Волги. Официально судоходство началось по нему 21 июля 1810 года. В Вытегре до наших дней сохранились остатки деревянного шлюза старого Мариинского канала.После строительства канала Вытегра превратилась в северные ворота водного пути, а Череповец — в южные. В Вытегре грузы переваливали с белозёрок* на более легкие речные суда для отправки их по воде в Санкт-Петербург, либо грузили на сухопутный транспорт для отправки в Архангельск.
В Отечественную войну 1812 года в Вытегру на 22 судах были вывезены из Императорского Эрмитажа и Кабинета Его Величества ценные вещи и драгоценности. В августе 1882 года началось строительство Ново-Мариинского канала, который прошел северо-восточнее старого. До 1917 года в Вытегре находилась администрация Мариинской системы.

В годы Великой Отечественной войны в Вытегре располагался штаб Онежской флотилии.На территории Вытегорского района, единственного в Вологодской области, шли бои, а через Мариинский канал шла эвакуация населения. В 1944 году вся территория района была освобождена. Однако до сих пор поисковики находят в лесах останки солдат, гильзы, гранаты и прочие атрибуты той войны.

Новый этап в развитии Вытегры наступил после завершения строительства Волго-Балтийского канала, ставшего преемником Мариинской системы. Работы по усовершенствованию Мариинской системы предполагалось начать еще в 1930-х годах, однако строительство началось лишь в 1940 году, было прервано в годы Великой Отечественной войны и возобновилось только в 1950 году. В мае 1961 года были завершены работы на Вытегорском и Белоусовском гидроузлах. Все шлюзы, кроме Пахомовского, были стандартизированы по конструкции и высоте — 13,5 метров. В июне 1964 года Волго-Балтийский путь был полностью сдан в эксплуатацию.