История BMW в картинках

За 100 лет своего существования BMW чего только не производила. Начиная от кухонной утвари и велосипедов, заканчивая двигателями для самолетов. Однако большинство людей в самых разных странах планеты открывают в этом году шампанское все же за самое замечательное, что производили в Баварии — автомобили.

 

Для большинства владельцев автомобилей этой марки вряд ли существуют еще какие-то компромиссы. BMW — это болезнь. И, даже сменив автомобиль на другую марку по тем или иным причинам, любовь и уважение к этому бренду невозможно извести никакими прелестями и технологиями.
Давайте пройдемся по 100 летней истории концерна BMW.


Компания Bayerische Flugzeugwerke была создана в 1916 году в Мюнхене и изначально занималась строительством самолетов. Однако, по мере развития бизнеса, было решено сосредоточиться на выпуске только авиационных двигателей. В 1917 году название компании было изменено на Bayerische Motoren Werke. К 1918 году было построено 500 двигателей (это событие и запечатлено на фото выше), а в 1919 году летчик-испытатель Зено Димер установил рекорд высоты в 9760 метров на самолете с рядным шестицилиндровым двигателем BMW.

В 1917 году появилась и дошедшая до наших дней знаменитая круглая эмблема компании с сине-белыми секторами в черном круге и желтыми буквами BMW. Многие неверно трактуют эту эмблему (на фото выше — с мотоцикла 1926 года) как пропеллер, вращающийся на фоне голубого неба. За подобное заблуждение несет ответственность, в принципе, и сама компания, опубликовавшая в 1929 году фото самолета (на фото выше в правом нижнем углу). Однако в музее BMW объясняют появление эмблемы куда проще — это изображение флага Баварии (на фото выше в правом верхнем углу).

По итогам Первой Мировой Войны, Версальский договор запрещал BMW производить авиационные двигатели. Выбора не было и в 1923 году компания начала производить мотоциклы. Первый байк, BMW R32, имел 500 кубовый двухцилиндровый оппозитный двигатель, собранный в одном корпусе с коробкой передач и приводным валом. Кстати, эта конструкция используется до сих пор.

В 1928 году, чтобы войти в автомобильный бизнес, BMW приобретает компанию Dixi Automobil Werke, которая по лицензии производила автомобили Austin Seven. В итоге собственный рядный шестицилиндровый двигатель BMW и оригинальная радиаторная решетка заняли свое место на двухдверном автомобиле с индексом 303 в 1933 году. Более производительная модель с индексом 328 появилась в 1936 году и тут же выиграла свою первую гонку на Нюрбургринге и еще более 100 гонок до начала Второй Мировой Войны.

В период с 1939 по 1945 по приказу Третьего Рейха, BMW были вынуждены прекратить выпуск автомобилей и мотоциклов и начать снова производить только авиационные двигатели. За это время было построено более 30.000 поршневых и 500 реактивных двигателей для военной авиации, во многом при помощи рабочей силы, содержащейся в концлагерях. Признавая этот период в своей истории, компания недавно сделала заявление: «BMW Group осознает все те человеческие страдания, через которые пришлось пройти узникам и глубоко сожалеет о судьбах тех, кому приходилось трудиться в тех условиях».

В период с 1945 по 1948 годы история повторилась. После Второй Мировой Войны заводы компании были разрушены, да и союзники запретили BMW производить любую продукцию с двигателями. Делать было нечего и компания начала производить кухонную утварь и велосипеды. Однако при Советской власти в Восточной Германии было возобновлено производство автомобилей и мотоциклов. Шестицилиндровый двигатель BMW и дизайн спортивной модели 327 отошли в качестве репарации к английской компании Bristol Cars. После того, как США дали разрешение на возобновление производства мотоциклов в Мюнхене, появился новый одноцилиндровый BMW R24.
Первый послевоенный автомобиль BMW появился в 1952 году — шикарный шестиместный седан 501, но продано их было не очень много.

Вдохновленные шоу-карами Mercedes-Benz 190SL и 300SL в 1954 году, BMW взялись за разработку родстера 507 и четырехместного 503 Grand Tourer. В продаже они появились в 1955 году и производились целых четыре года, однако из-за высокой цены успех среди покупателей был весьма низким. Однако, 507 модель, пера Графа Альбрехта Фон Герца, высоко ценится коллекционерами.

Isetta Moto Coupe, собиравшийся по лицензии компании Iso Rivolta с 1955 года, был принят куда как более позитивно, чем 503 или 507 модели. Начавшись от одноцилиндровой, однодверной, двухместной мотоколяски, модель превратилась в двухдверный, двухцилиндровый, четырехместный BMW. Однако, несмотря на то, что этот «колобок» продавался намного лучше Mini, вышедший вскоре Volkswagen Beetle быстро захватил рынок.
В 1959 году, когда дебютировал Austin Mini, дела BMW шли не очень хорошо и существовала нешуточная угроза поглощения компании на тот момент уже очень крепким Mercedes-Benz. Чтобы сохранить независимость компании, богатый немецкий промышленник Герберт Квандт увеличил свою долю с компании с 30 до 50%. Двое его наследников по-прежнему владеют 30% акций BMW и входят в наблюдательный совет BMW.

В 1961 году на автосалоне во Франкфурте, BMW представила новую четырехдверную модель, сочетающую в себе компактные размеры, достаточное количество места для четырех человек, незаивисимую переднюю и заднюю подвеску, передние дисковые тормоза, а также «веселый» четырехцилиндровый двигатель. Именно на ней появился знаменитый изгиб Хофмайстера — характерный изгиб задней стойки кузова, оставшийся неизменным до наших дней.
Седан, незатейливо названный BMW 1500, получил варианты купе и кабриолет, в 1968 году превратился в очень известную модель 2002, ставшую крайне популярной. Именно 2002 модель начала приносить компании реальную прибыль.

В 1970 году бывший инженер Эберхард фон Кюнхайм стал генеральным директором BMW Group и работал в этой должности 23 года. Сейчас, в свои 87 лет, он сказал изданию Automotive News «Мы были провинциалами. Мы не были европейской компанией. Мы даже не были немецкой компанией. Мы были баварской команией. У нас была отличная платформа, отличный двигатель, отличная управляемость, но у нас не было правильной организации продаж».
Для того, чтобы увеличить объем продаж и повысить доходность, Кюнхайм нанял новых специалистов и наладил прочные связи с ключевыми поставщиками, такими как Bosch и ZF, значительно расширил производственные площадки заводов и выкупил импортеров компании в других странах.
Кюнхайм переманил Боба Лутца из General Motors на должность исполнительного вице-президента BMW по глобальным продажам и маркетингу. Работая в паре, Лутц и Кюнхайм создали линейку качественных, мощных и роскошных автомобилей BMW, которые завоевывали рынок не по дням, а по часам.
В 1973 году в Мюнхене был открыт новый комплекс штаб-квартиры компании (на фото выше). Архитектор, Карл Шванцер, по-видимому, был вдохновлен формой цилиндров двигателя, хотя некоторые говорят, что он имитировал гоночные шины.
За время руководства Кюнхайма, компания увеличила выручку в 18 раз, объем производства автомобилей вырос в четыре раза, а мотоциклов — втрое.

Автолюбитель Джон Плант, работавший на заводе BMW в Северной Америке, очень метко охарактеризовал BMW 3 серии, вышедшую в 1975 году, появившуюся на американском рынке в 1977 году — “The Ultimate Driving Machine”. Первое купе 320i стоил $8150, под капотом имел рядный четырехцилиндровый 2.0 литровый двигатель в 110 л/с. 3 серия Е21 разгонялась до «сотни» всего за 10,5 секунды.

В 1980е годы BMW Motorsport поддерживает целых пять команд Formula-1. Агрессивные турбированные 1,5 литровые рядные четырехцилиндровые двигатели мощностью 600 и более лошадиных сил, завоевали 9 подиумов, 14 поул-позиций, 13 быстрейших кругов и в 1983 году — двигатель Чемпиона сезона — Нельсон Пике на Brabham BT52.

80е ознаменованы не только отличными показателями в гонках Formula-1. Именно тогда, в 1985м, появился первый M3 с 192 сильным 2,3 литровым четырехцилиндровым двигателем. Он стал настоящей звездой второго поколения кузова Е30. На сегодняшний день 3 серия включает в себя еще и купе и кабриолет. Есть шестицилиндровые двигатели и полный привод. Для тех, кому уже мало М3, теперь есть варианты М5 и М6 — настоящая лестница в небо для поклонников скорости и мощности.

Третье поколение 3й серии — Е36 уже вовсю щеголяло более сложной многорычажной задней подвеской. Именно в 1992 году модель получила ряд почетных наград от массы международных изданий.
Седан 325i разгонялся до «сотни» за 6,9 секунд, развивал максимальную скорость 210 км/ч. Тогда под капотом у автомобиля стоял 24-клапанный, 2,5 литровый рядный шестицилиндровый двигатель 189 л/с.

В 1994 году BMW открыла в США один из крупнейших своих заводов в Спартанбурге, Южная Каролина. Начав с производства 3 серии, родстеров Z3/Z4, предприятие позже сконцентрировалось на производстве кроссоверов (от X3 до X6, а в ближайшее время X7). В 2014 году объем экспорта этого завода приблизился к $10 млрд.

В то же 1994 году, вторым, правда, менее успешным проектом BMW стало приобретение британской Rover Group, включающей в себя Land Rover, Rover, MG, и Mini плюс уже забытые Austin, Morris, Riley, Triumph, и Wolseley. После шести лет убытков все бренды, кроме Mini, Riley, и Triumph были проданы буквально за бесценок. В 2001 году бренд Mini возрождается с новой линейкой моделей, разработанных совместно с BMW.

В 1998 году было серьезное противостояние между BMW и Volkswagen за активы Rolls Royce Motor Cars (в том числе и Bentley), когда они были выставлены на продажу материнской компанией, решившей сосредоточиться на авиационном бизнесе. VW уже ощутил вкус победы, когда купил производственные мощности, однако узнал, что логотип Rolls-Royce и товарные знаки принадлежат BMW. Через много лет, и сотни юридических сражений, на которых адвокаты заработали себе целые состояния, VW достался Bentley и производственная площадка Кру, Англия, а BMW открыла производство Rolls-Royce на новом заводе в 300 километрах на юго-восток, в Гудвуде, Англия.

В 2000 году BMW вернулась в Королевские гонки. Новый 3.0 литровый V10 двигатель обеспечил команде Formula 1 Williams 9 побед. После покупки команды Sauber в 2005 году, BMW построила новый 2.4 V8 двигатель. В 2008 году на Гран-При Канады на этих двигателях в последний раз для BMW выступили Роберт Кубица и Ник Хайдфельд.

В 1992 году шеф-дизайнером BMW стал американец Кристофер Бэнгл. Именно он в 2002 году представил публике новое поколение 7 серии, которое сочетало в себе слишком спорные для того времени решения. Первое — iDrive — джойстик для управления многочисленными настройками автомобиля и стереосистемой. Намерение было благое — уменьшить количество кнопок на приборной панели, но это требовало определенного времени для привыкания. Второе — диспропорции между кормовой и передней частью автомобиля. Бэнгла и BMW активно начали закидывать какашками, а некоторе издания включили новую «семерку» в список самых худших автомобилей. Однако это не помешало седану продаваться лучше, чем три предыдущих поколения 7 серии.

В 2010 году BMW совместно с немецким производителем текстиля SGL вложили 100 миллионов долларов в строительство завода по производству карбона в Моузез Лейк, штат Вашингтон, США. После ряда модернизаций, расширений и около 200 миллионов долларов дополнительных инвестиций, этот завод является крупнейшим в мире производителей углеродного волокна с годовой мощностью в 9000 тонн — одну пятую от мировой потребности в карбоне. BMW завляет, что треть от всего произведенного карбона потребляет сама компания, однако планируемое расширение производства позволит поставлять карбон и в другие отрасли промышленности — космическую и автомобильную.

В 2012 году журнал Forbes назвал BMW «самой авторитетной компанией в мире». Рейтинг был основан на опросах более 47000 потребителей в 15 странах. Людям задавали вопросы о доверии, восхищении, уважении и позитивных ощущениях, возникающих у них при упоминании 100 ведущих мировых компаний из разных сфер бизнеса.
Были сделаны выводы по семи категориям: потенциальный работодатель, руководство, расположение заводов, финансовые показатели, лидерство, продукция и услуги, и инновации. Компания отметила, что «готовность людей покупать, рекомендовать, работать, а также вкладывать деньги в компанию состоит на 60 процентов из их представления о компании в целом и только 40 процентов из восприятия продукции компании».

В 2013-2014 годах компанией BMW было вложено более 2 миллиардов долларов инвестиций в гибридные и электрические технологии, в результате чего появился хетчбек i3 и спорткар i8. Общим для них является карбоновый кузов и полностью или частично электрический двигатель. Как же они чувствуют себя сегодня?
В США в прошлом году, продажи i3 обогнали продажи 6-й и 7-й серии. А i8, с базовой ценой в $141.695, обогнала по продажам родстер Z4, который начинается с $50.695.

Сегодня BMW Group чувствует себя очень уверенно и, хотя вечно конкурирует с Audi и видит в своих снах достижение пока недостижимых результатов продаж Mercedes-Benz, но очень и очень даже заслуженно является одной из самых популярных марок на мировой автомобильной арене и имеет миллионы преданных поклонников по всему миру.
Хочется надеяться, что следующие 100 лет для компании будут не мене удачливыми и настолько же деятельными и успешными, как и прошедшие.
Поздравляем!

Добавить комментарий